5a4fc811

Архипов Ю - Триумф И Трагедия Стефана Цвейга



Ю. АРХИПОВ
ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ СТЕФАНА ЦВЕЙГА
(Послесловие)
Стефан Цвейг - один из самых популярных в мире австрийских
писателей. Он захватывает читателя с первых строк любой своей книги,
щедро одаривая радостью узнавания и сопереживания до самых последних
страниц. Книги Цвейга из числа тех, о которых принято говорить, что
их "проглатывают".
Занимательность сюжета, легкость беглого, но аккуратного слога,
щемящая душу чувствительность описаний, доступный психологизм диалогов
- вот слагаемые такого успеха. Но это еще не все. Не названо, пожалуй,
главное, что подкупает обычно простого человека в литературе и что
так кратко и точно выразил еще А.С.Пушкин: "И чувства добрые я лирой
пробуждал". О чем бы и в каком бы жанре ни писал Стефан Цвейг, он
всегда стремился прежде всего к тому, чтобы пробудить в
читателе-собеседнике добрые чувства. Он жил заветами и надеждами
либерального гуманизма - может быть, слишком прекраснодушного в наш
суровый век, но искреннего, возвышенного и пламенного, который
разделял с ним и его большой друг Ромен Роллан.
Корни писательства Стефана Цвейга уходят в атмосферу
литературно-театральной Вены конца прошлого века. О них он поведал
во "Вчерашнем мире" - лучших, пожалуй, писательских мемуарах,
увидевших свет на немецком языке в нашем веке.
Стефан Цвейг родился в 1881 году в семье богатого фабриканта.
Обеспеченная, даже процветающая семья жила обычными для этой среды
интересами: досуги заполняли оперетта, вечера с известными актерами,
музыкантами, художниками, литераторами; художественные выставки и
журналы, из которых наизусть заучивались не только новые стихи модного
поэта, но и целые абзацы не менее модного театрального или
художественного критика. Неудивительно, что такая атмосфера рано
пробудила в гимназисте Стефане тягу к собственному сочинительству.
С конца девяностых годов Цвейг стал печатать в газетах и журналах
стихи и статьи о проблемах современной литературы и искусства.
Двадцатилетний автор подвел предварительный итог своей поэтической
деятельности в сборнике "Серебряные струны". Стихи были по моде того
времени - томные, "упаднические", или, как их еще называли,
"декадентские".
Усердные занятия литературой Цвейг продолжал и в венском
университете, где учился на филологическом факультете. В водовороте
экспериментальных течений, заполнивших литературную арену Европы
начала века, он не сразу нашел свое место. Лишь постепенно Цвейг
пришел к духовным ценностям, на которые он мог надежно опираться всю
свою жизнь. Неугасимыми путеводными звездами стали для него Л.Толстой
и Ф.Достоевский, а из современников - бельгийский поэт-демократ Эмиль
Верхарн.
Цвейгу посчастливилось не только лично познакомиться с Верхарном,
но и подружиться с ним. Эта дружба, ничем не омраченная, продолжалась
до самой смерти бельгийского поэта. Верхарн был к тому времени
признанным мэтром, одним из духовных вождей культурной Европы. Он-то
и ввел юного Цвейга в литературные круги Парнаса и Лондона, Амстердама
и Брюсселя. С тех пор понятие "Европа", как признавался Цвейг в своих
мемуарах, стало для него равнозначным понятию "родина", тем более
что пестролоскутная Австро-Венгрия, на территории которой он родился
и рос, была, по словам известного австрийского писателя Музиля,
"моделью многоязычной и многоликой в своем единстве Европы". А
единство Европы зиждилось, по Верхарну и Цвейгу, прежде всего на
гуманистических заветах ее многовековой культуры.
Цвейг был натурой впечатлительной, увл



Назад